Знаменитый литературный герой Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, но в 21 веке их — куда уж больше… Даже на фоне войны с российским агрессором, массового обнищания населения, трудовой миграции, роста коммунальных тарифов, низких заработных плат, украинский «бизнес-проект» B2B Jewelry (Би ту Би Джевелри) стремительно набирает популярность среди любителей легких денег.
Дельцы обещают баснословные годовые проценты тем, кто приобретет так называемые «сертификаты» на право покупки у них серебряных ювелирных изделий. При этом сам сертификат ни на деньги, ни на серебро не обмениваются. Но, чем больше клиент привлек других клиентов – тем больше ему обещают каждую неделю «бонусов» на личную банковскую карточку. Например, за сертификат в 3 тысячи гривень в первую неделю можешь получить 100 гривень, в третью – пятьсот. В результате вкладчикам обещают «четырехкратный подъем» в течение года: вложил 25 тыс. гривень, а получил 100 тысяч.
И украинцы понесли свои деньги. Друг ведет друга и так разрастается огромная паутина. А чем это все закончится, можно только предполагать. Потому что все это очень похоже на аферу, обычную финансовую пирамиду.
Очередь за дармовым «сыром»
Дабы получить ответы на некоторые вопросы, я решил посетить ювелирный магазин этой сети у нас в городе, на ул. Суворова. Первое, что бросается в глаза — толпа посетителей. Идет и стар, и млад, и скромно одетые, и люди, по всей видимости, не бедные. В других херсонских ювелирках (не этой сети), я такого ажиотажа не наблюдал.
Похоже, тут людям важны не украшения, а как принято у них говорить — кэшбэк. То есть, возможность получить «бешеный процент» от вложенных средств.
Кто-то спрйсит, а сколько несут? Суммы разные, от 2 тыс. до 15 тыс. гривень. Это то, что я видел лично. Хотя поговаривают, приносили и в десятки раз больше.
Ювелирка числится за неким предпринимателем Александром Владимировичем Заволовичем. По крайней мере, так указано в официальной информации уголка потребителя. Владелец — 2001 года рождения и, согласно данным Единого реестра юридических и физических лиц, — родом из Винницы. Бизнес зарегистрирован в сентябре 2019 года.
Пытаясь разузнать о «хозяине» больше, спросил у одной из сотрудниц магазина, кто же такой Заволович? Мой интерес этой персоной буквально озадачил женщину. Выдержав паузу в «целую вечность», и, округлив глаза, как у совы из шоу «Что? Где? Когда?» — она так и не смогла ответить. Человек работает, и не знает на кого? Очень подозрительно, не правда ли?
Чтобы развеять сомнения, я решил связаться непосредственно с официальным владельцем магазина, с Александром Владимировичем, по номеру мобильного, который указан как в Едином реестре, так и на документах в уголке потребителя ювелирки.
Однако после разговора с ним мои подозрения еще больше усилились. Мужской голос на том «конце провода» подтвердил, что он Заволович Александр Владимирович, живет в Виннице. Однако после вопроса, где у него есть магазин — последовало молчание. Затем, после паузы, молодой голос выдал: «В Виннице». Я поинтересовался, а есть ли у него магазины в других городах. Мужчина «поплыл» и на выдохе ответил, что не знает. Продержавшись еще несколько минут, абонент сначала пытался как-то выйти достойно из этой щекотливой ситуации, мол, «я — не я», а потом и вовсе бросил трубку.
Выходит, живет себе человек в Виннице, и не знает, что в Херсоне у него есть свой магазин серебряных изделий. В общем, вопросов стало еще больше.
«Генеральный паук»
На самом деле, за этим «бизнес-проектом» стоит некий Николай Петрович Гонта — торговец ювелирными изделиями более чем с 25-летнем стажем, основатель в городе Ладыжин Винницкой области ювелирного завода «Шарм Голд» и всеукраинской сети магазинов B2B Jewelry. Также известно, что его наградили почетным званием «Предприниматель года 2019 в Винницкой области» в номинации за Социальную справедливость».
Но публичной информации о нем не так-то и много. Однако удалось вот что еще разузнать. Впервые в поле зрения правоохранительных органов господин Гонта попал еще в 2016 году. Его обвиняли в уклонении от налогов (ч. 1 ст. 212 Уголовного Кодекса Украины, карается штрафом от 51 до 85 тысяч гривень или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).
Согласно материалам дела, обнародованным в Едином реестре судебных решений, с января 2015 года по октябрь 2017-го группа бизнесменов «с целью получения сверхприбыли и неправомерной выгоды, прикрываясь ложными отчетами о финансовой деятельности» — банально не платили государству налоги, а также реализовывали ювелирные изделия несоответствующего качества. В деле фигурировали непосредственно общество с ограниченной ответственностью «Шарм Голд» и ряд физических лиц-предпринимателей — вышеуказанный Гонта Николай Петрович, а также Гонта Александр Николаевич, Литвинова Анжелика Дмитриевна, Пастухова Оксана Петровна. Все – жители Ладыжина.
Согласно материалам дела, Николай Петрович Гонта уклонился от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование более чем на миллион гривень (1 285 787 грн.).
При этом ювелир чистосердечно признался в уклонении от налога, но – «вышел сухим из воды». В марте прошлого года судья Ладыженского городского суда Винницкой области Татьяна Волошина закрыла дело и освободила Николая Петровича от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности по этому преступлению. Также остались «сухими» и другие фигуранты дела.
Но, что интересно, ходатайство про освобождение от наказания подал адвокат господина Гонты. И это ходатайство поддержала представительница прокуратуры Оксана Веселовская, которая должна была бы защищать интересы государства (после этого материальное состояние пани Оксаны изменилось более чем на 140 тысяч гривень). И при этом в судебных документах нигде не упоминается, что обвиняемый уплатил тот самый налог – почти 1,3 млн. грн.
Складывается впечатление, что люди в погонах сознательно затягивали ход расследования, чтобы его можно было закрыть, не привлекая никого к ответственности.
Второе уголовное дело, связанное с основателем ювелирной сети B2B, открыли в феврале 2018 года по факту мошенничества (по ч. 1 ст. 190 УК Украины). За помощью к полиции обратился бизнес-партнер Гонты из города Мена Черниговской области Юрий Сова. Предприниматель пожаловался, что имел еще в 2014 году устный договор с Николаем Гонтой о сотрудничестве. В то время Сова искал дополнительные «точки» сбыта ювелирной продукции. А у Гонты в Одессе был свой магазин. Сотрудничество было выгодно обоим. Первый получал дополнительный ресурс для реализации товара, а второй – «кешбек» на разнице между оптовой и розничной ценами. При этом, со слов заявителя, Гонта обещал расплатиться за товар сразу же после его доставки, в декабре 2014 года, но полностью так и не рассчитался. «Цена вопроса» — 16 638,74 долларов США.
Допрошенный в качестве свидетеля господин Гонта категорически отрицал факт получения от какого-то предпринимателя из Мены ювелирных изделий и, вообще, знакомство с ним. Но сотрудники магазина опровергли его слова и подтвердили, что по поручению своего хозяина получали и реализовывали товар Совы.
Тем не менее, старший следователь Левобережного отделения Винницкого городского отдела полиции Сергей Квач закрыл уголовное дело (и вскоре уволился из органов). Следователь решил, что раз бизнес-партнерство между двумя ювелирами установлено, то нет никакого мошенничества. И порекомендовал заявителю, что ему теперь просто надо решить «простой» спор – кто, сколько и кому за товар должен, а для этого — обратиться в Хозяйственный суд. Что господин Сова и сделал. И безрезультатно. Суды (и первая инстанция, и вторая, апелляционная) отказали ему в иске. Причина – сам факт хозяйственных отношений между предпринимателями, который установили правоохранители, не доказывает, сколько Гонта должен Сове.
На момент окончательного решения Хозяйственных судов, в декабре 2019 года, сумма претензии от Юрия Совы составляла уже более миллиона гривень (1 105 232,34 грн., — с учетом потерь от инфляции и 3% утраченного годового оборота средств).
Дело третье. «Вгору» уже писала об этом в статье «Чего ожидать вкладчикам В2В?». Уголовное производство открыто по статьям «Мошенничество», «Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным способом», «Уклонение от уплаты налогов», «Злоупотребление властью или служебным положением» и все это с отметкой «Совершенное в больших размерах и группой лиц», и за такой «букет» светит приличный срок.
Дело касается непосредственно вышеупомянутого «бизнес-проекта» B2B Jewelry, то есть, покупки сертификатов на право приобрести ювелирные изделия в магазинах этой сети. Правда, в нем фигурирует не столько сам основатель сети, а благотворительная организация «Благотворительный фонд «Зимородок», который учредила супруга ювелира — Елена Гонта. Дело в том, что деньги от покупки сертификатов поступали именно на счет этой благотворительной организации как…благотворительные пожертвования. И вкладчики об этом не подозревали и не подозревают. А потом, как следует из обращения в Шевченковский райсуд города Киева представителей офиса Генерального прокурора Украины про арест счетов фонда, – деньги от обычных «юридических лиц» распределялись между предпринимателями – оформлялись как благотворительная помощь на развитие бизнеса. Так, 15.11.2019 года «Кредобанк» остановил финансовую операцию по денежному переводу в 5 млн. гривень на счет некоего бизнесмена, открытый в Винницком филиале «Ощадбанка», расценив ее как сомнительную. Этот случай не единичный. Говоря языком банкиров, операции с риском проходили с 12.07.2019 по 18.11.2019 год. Также следствием было установлено, что банковские счета БО «БФ» Зимородок» активно участвовали в бизнес-проекте B2B Jewelry.
Вот несколько абзацев из постановления суда:
«Банковским учреждением установлено, что у бизнес-проекта B2B Jewelry есть свой сайт, который вызывает мотивированные подозрения в мошенничестве по схеме «финансовой пирамиды». В частности, на сайте указано, что для того, чтобы получать стабильный доход, необходимо осуществить покупку в партнерском кабинете B2B Jewelry, после чего в течение года покупателю начисляется кэшбек. При этом, БО «БФ «Зимородок» предоставлены копии объяснений по сути и цели деятельности благотворительной организации, где при этом нет упоминая о бизнес-проекте B2B Jewelry. То есть, характер финансовых операций, которые проводились по счету благотворительного фонда с назначениями: «благотворительность», «оплата сертификата B2B Jewelry», «оплата сертификата на серебро» — подтверждают имеющиеся подозрения банковского учреждения».
Также после проверки Госслужба финансового мониторинга Украины в своем отчете от 25.11.2019 года подтвердила, что реквизиты благотворительного фонда используются с целью выплат участникам В2В.
В результате, выслушав прокуратуру, судья Татьяна Левицкая наложил арест на счета «Зимородка». Однако через месяц адвокаты опротестовали это решение, и судья Антонина Кваша встала на сторону благотворительного фонда — отменила арест. Аргументы – руководители организации не фигурируют в деле как обвиняемые, нет никаких гражданских исков от пострадавших и ущерб государству – не доказан.
«Обратная связь»
Один из авторов этих строк всячески пытался установить действующие контакты Николая Петровича Гонты, чтобы взять у него комментарий по поводу его бизнеса и вышеупомянутых уголовных дел. Но усилия оказались тщетными. Телефоны, указанные в реестре юридических и физических лиц предпринимателей и в других официальных источниках, в этом не помогли. В том числе, пытался дозвониться на телефоны «горячей лини», указанные в рекламе проекта В2В Jewelry. Но линия перегружена, и связаться с оператором оказалась просто нереально.
Зато удалось созвониться с супругой бизнесмена Еленой Гонтой. Она категорически отрицает все выдвинутые в адрес ее фонда обвинения и считает их пустой болтовней. Госпожа Гонта подчеркнула, что на счета никаких денег от проекта В2В Jewelry не поступает. И ее организация в этом проекте не участвует, а занимается только благотворительностью. Также Елена Александровна наотрез отказалась помочь связаться с ее супругом. «Я не занимаюсь сводничеством», — буквально так она отреагировала на просьбу журналиста.
В то же время нам удалось найти связь между бизнесом супруга и благотворительностью жены. Об этом писали наши коллеги из киевского издания в ноябре прошлого года. Они сообщали, что БФ «Зимородок» и В2В Jewelry организовали благотворительную экскурсию для школьников ко Всемирному дню телевидения. И что это мероприятие благотворительный фонд провел именно при поддержке скандального проекта В2В Jewelry.
Так что, думаю, у прокуроров еще будут вопросы к этому бизнес-проекту, ведь уголовное производство пока – открытое.
Источник: antikor
Свежие комментарии