Электронное шулерство должно покрывать коррупцию?
(Українською читати тут).
Система голосования Полтавского облсовета “Рада” и официальный портал облсовета умышленно выведены из-под контроля государства. Мотив тут может быть только один — коррупция. Председатель Полтавского облсовета Александр Биленький и управляющая делами исполнительного аппарата Оксана Черкас не могли годами не знать о противоправном функционировании ключевых электронных систем облсовета. Знали, но молчали. И вот почему.
При всем разнообразии существующих способов нецелевого использования чиновниками бюджетных средств и служебных подлогов в сфере принятия и осуществления решений, за которые в нормальных странах фигурантам светит тюрьма на долгие годы – в Украине проходимцы всех мастей почему-то избирают самые «топорные» методы осуществления преступных деяний. Нимало не смущаясь их откровенностью и очевидностью.
Фиктивная система “Рада”
Каждый официальный веб-ресурс (а так требуют Законы Украины «О защите информации в информационно-телекомуникационных системах» , «Об информации» , «О защите персональных данных» предусматривает необходимость криптографических и технических способов и методов защиты информации от несанкционированной модификации (модерации). Это достигается сертификацией, проведением государственных экспертиз соответствия и так далее ( ст. 8, 9 Закона ), короче, достаточно весомым объемом необходимых формальных и фактических действий.
Небольшой экскурс: у Полтавского областного совета, как и во многих других советах, наличествует система удаленного голосования депутатов за принятые решения, похожая на систему «Рада» в Верховной Раде Украины. То есть, с места депутаты нажимают кнопочки за принятые решения, система подсчитывает сколько «За» и «Против» и отражает результаты голосования на табло, вместе с этим ведутся «бумажные» протоколы голосования.
По сути (упрощая объяснение) подобная система состоит из «железа» (собственно, коробочек с кнопочками и пультов с проводами) и программного обеспечения (драйверов и программ, которые позволяют зафиксировать подсчет голосов и во время голосования и «сохранить» все эти моменты без, как уже мы говорили, несанкционированной модификации).
То есть, говоря по простому – система должна объективно и с математической точностью беспристрастно зафиксировать, что депутат Александр Биленький проголосовал так и не иначе. И что после фиксации результата волеизъявления никто и ни при каких обстоятельствах не сможет изменить результат. То есть никто со стороны не может изменить (подменить, сфальсифицировать) результат голосования — а на сессиях Полтавского облсовета часто 1-2 голоса депутата влияют на судьбу десятков миллионов гривен.
Вот система голосования (а также система функционирования официального сайта Полтавского облсовета) должна работать именно таким, «несменяемым» образом, как «черный ящик» в самолете, сохраняя вплоть до брутального взлома информацию в первичном виде, без возможности коррекций и модификаций. Никто не может «залезть» в систему или на сайт и подкорректировать там все, что хочет. Никто не может так же делать в момент голосования, когда “человечек за стенкой” на клавиатуре “рисует” нужное количество голосов за то или иное решение.
Не сертифицированная государством, в законном порядке система голосования — это фикция и возможность для злоупотреблений. Система голосования поднятием рук (мандатов) — и то честней и прозрачней.
В Полтавском областном совете система голосования как бы есть, но ее официально — нет… То есть, все эти кнопочки-коробочки и провода с программами есть, но откуда они взялись – никто не знает — ни госаудит, ни казначейство (которое оплачивало бы покупку этой системы).
Кустарным способом, как вы понимаете, никто систему такого уровня сложности, стоимости и функциональности не сделал бы. Равно как и никто бы «просто так» не создал такое программное обеспечение, фиксирующее начало голосования, устанавливающее регламент голосования и корректность отражения сигналов, время сбора сигналов голосования и держащее все это в «памяти» с проведением вычислений и фиксацией результатов.
Для этого необходим регламент работы системы, ответственные лица за функционирование, обслуживание, ремонт, апгрейд, материально-техническая база, навыки, ответственность, в конце концов (чтобы был человек, который вовремя просигнализирует о неполадках системы или стороннем вмешательстве в результаты и архивы).
Сама по себе «анонимная» система голосования без четко определенного источника ее происхождения, внедрения, проверки корректности работы, тестирования, постановки на учет – это высшее проявление коррупции. И вряд ли — разгильдяйства.
Вся эта система должна иметь сертификаты соответствия и позитивные заключения экспертиз Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины ( ГСССЗИ ), которых нет (что совершенно разумно, потому что только идиот пошел бы в этот орган с просьбой «протестируйте систему, она у нас тут как-то сама нарисовалась, кто ее сделал – не знаем, но по всему видно, что хорошие люди» — это была бы явка с повинной)…
Это требование (неприкасаемость системы от несанкционированных модификаций) касается как системы голосования, так и сайта Полтавского облсовета – представьте себе уровень скандала и негативных последствий, если вдруг будет дискредитирована официальная документация облсовета!
С учетом всего изложенного, можно предположить, что здесь речь идет об умышленном, волевом создании системы прогнозируемого и контролируемого вмешательства сторонних лиц как в работу сайта Полтавского облсовета, так и в работу системы голосования, с целью подтасовок и фальсификаций их работы. С нелепой надеждой: «а если нас поймают, то мы скажем, что мы не при делах, сайт не официальный и можно делать что угодно, а откуда система голосования взялась – тоже не знаем, наверное, принес кто…».
Частный сайт … облсовета
Еще один важный момент. Общеизвестно, что государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти обязаны иметь собственные официальные веб-сайты (веб-порталы), на которых должны размещать публичную информацию и осуществлять иные полномочия, свойственные данным субъектам и необходимые для осуществления их деятельности.
В тему: Вышиванка для прикрытия. Как Полтавщина стала кормушкой для “донецких”
Например, в Законе Украины «О доступе к публичной информации» необходимость использования государственными органами и органами местного самоуправления в тех или иных моментах официальный веб-ресурс (веб-портал, веб-сайт) упоминается многократно: в ст. 5, 101, 15, 18, 19, 20…
Что касается органов, например, местного самоуправления, то их «профильный» закон, а именно Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» в ст. 59 регламентирует, например, что результаты поименного голосования подлежат обязательной публикации и предоставлению согласно вышеупомянутого Закона «О доступе к публичной информации», а на официальном веб-сайте все результаты голосования размещаются в день голосования и содержатся (сохраняются) неограниченное количество времени.
Аналогичные требования в плане использования веб-сайтов содержатся в других нормативных актах в тех или иных упоминаниях, конфигурациях, способах применения. “Электронное будущее” уже наступило и пути назад нет.
Достоинства электронного (информационного, телекоммуникационного) способа взаимодействия в обществе очевидны – скорость, доступность, объективность, простота получения и обмена информацией, глобальность доступа. Есть и вторая сторона медали – электронные и телекоммуникационные методы и способы взаимодействия подвержены вмешательству со стороны третьих лиц, уничтожению, некорректной работе, техническим и технологическим сбоям, что в принципе характерно для сложных технических систем.
Но есть и еще «третья сторона медали» (как это ни парадоксально звучит) – это наглое и циничное пренебрежение нормами закона и здравого смысла охочими до наживы чинушами.
Возьмем, к примеру, для целей нашего исследования, Полтавский областной совет, который владеет и пользуется официальным сайтом (по крайней мере, так считают отдельные руководители Полтавского областного совета) по адресу http://www.oblrada.pl.ua .
Каждый может зайти по ссылке и убедиться, что по внешним функциональным признакам это именно «официальный веб-ресурс», со всеми необходимыми и характерными атрибутами и рубриками, от госзакупок до обращения граждан, от принятых актов (их проектов) и результатов голосования до доступа к публичной информации, от общественных слушаний до местных петиций (которые, в силу ст. 231 Закона «Об обращении граждан» также принимаются и внедряются путем использования официального веб-ресурса органа, которому петиция адресована).
Но вот только смущает небольшая мелочь, которая очевидна более-менее опытному пользователю: согласно постановления Кабинета Министров Украины от 4 января 2002 года № 3 «О порядке опубликования в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти» , а также согласно постановления Кабинета Министров Украины от 25 октября 2015 года № 851 «Некоторые вопросы использования доменных имен государственными органами в украинском сегменте Интернета» официальный сайт Полтавского областного совета (равно как и другого совета, как представительского выборного органа местного самоуправления), должен иметь расширение (суффикс) и доменное имя сегмента gov.ua ( правила домена можно посмотреть здесь ).
Пусть читателей не смущает то обстоятельство, что указанные постановления Кабинета Министров Украины касаются органов государственной власти (государственных органов), которые отличны от органов местного самоуправления – для целей информационных отношений Законами Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» , упомянутым ранее Законом «О доступе к публичной информации» , «Об информации» и иными актами законодательства органы власти (государственные органы) и органы местного самоуправления статусно и функционально уравнены и отождествлены (под общим понятием как субъекты властных полномочий).
Ну и фактически, достаточно просто воспользоваться любой поисковой системой, чтобы убедится, что все советы (органы местного самоуправления) — от городских до сельских и поселковых — используют доменное имя и суффикс gov.ua (например, https://kmr.gov.ua , https://imr.gov.ua , https://shsrada.gov.ua , https://kozova-rada.gov.ua )…
Почему же Полтавский областной совет среди всех однотипных субъектов является «белой вороной» — тут особой загадки нет: таким нехитрым саботажем Законов Украины проходимцы оставляют себе шулерское место за карточным столом игры: когда надо – то можно, бья себя в грудь доказывать, что сайт что ни на есть официальный, проекты нормативных актов на нем были размещены, общественные слушания — проведены, мнения — учтены, петиции — рассмотрены, госзакупки — организованы, вакансии — объявлены…
И тут же, в зависимости от ситуации, чиновники могут утверждать, что информация, размещенная на сайте, никакой юридической силы не имеет, так как сайт Полтавского облсовета не размещен в зоне gov.ua. И потому вся информация, содержащаяся на нем, не имеет статуса официальной. Например, сегодня информацию с сайта невозможно использовать в суде как доказательство.
Аналогично, в зависимости от развития ситуации можно очень оперативно и без какого либо риска:
— менять (фальсифицировать) размещенные объявления,
— анонсы,
— принятые и отмененные нормативные акты (с закрепленной процедурой их разработки, согласования, принятия, голосования, опубликования, внедрения),
— подтасовывать результаты голосований.
То есть, официальный сайт де-факто — есть, но де-юре его нет.
Иллюзия публичности, открытости и законности создана.
Кстати, плуты из облсовета не учли еще одну мелочь: полулегальный сайт уже достаточно “засветился”, и его существование не скрыть. И тут у чиновников Полтавского облсовета «попадалово» — дело в том, что для функционирования подобного эрзац-сайта необходимо так или иначе тратить бюджетные финансы и ресурсы.
Поясним: даже если оплата хостинга и домена могла идти «черным налом» из кармана в карман, бесследно, то все равно – для поддержания наполнения сайта, дизайна, повседневного обслуживания необходимо содержать и привлекать специально обученных людей (администраторов, модераторов и так далее). А это означает одно – люди, нанятые на работу для Полтавского облсовета, тратили рабочее время и ресурсы не в интересах облсовета, то есть, в рабочее время занимались работой … на частное лицо.
Что наверняка и заинтересует правоохранительные органы — вдобавок ко всем прочим вопросам.
«Прочие» вопросы, напомним, очень просты и доступны для понимания и расследования: официального сайта Полтавского облсовета не существует, постановления Кабинета Министров Украины и требования целого ряда законов руководством Полтавского облсовета — игнорируются; не обеспечена публичность деятельности органа самоуправления. В итоге — нет общественного доверия к принятым и реализованным решениям облсовета.
Александр Биленький разбирается в вышиванках, но не знает Законов Украины. Или сознательно их нарушает
Остается надеяться, что эти выкладки помогут правоохранителям достойно и результативно завершить фактически проведенное нами расследование.
Источник: argumentua.
Свежие комментарии